Delphi World - это проект, являющийся сборником статей и малодокументированных возможностей  по программированию в среде Delphi. Здесь вы найдёте работы по следующим категориям: delphi, delfi, borland, bds, дельфи, делфи, дэльфи, дэлфи, programming, example, программирование, исходные коды, code, исходники, source, sources, сорцы, сорсы, soft, programs, программы, and, how, delphiworld, базы данных, графика, игры, интернет, сети, компоненты, классы, мультимедиа, ос, железо, программа, интерфейс, рабочий стол, синтаксис, технологии, файловая система...
Создание COM-объектов средствами Delphi

Оформил: DeeCo

Автор: Стас Бакулин

Как преодолеть отсутствие множественного наследования в Delphi.

Все сообщество программистов разделяется по приверженности к той или иной платформе и языку программирования. Один предпочитает Delphi для Windows, другому нравится ассемблер для DOS, третий программирует на Си++ для OS/2. Навыки работы для одной платформы совсем не обязательно станут полезными при переходе на другую, а знание отдельного языка программирования может даже затруднить изучение другого. Все эти преграды можно было бы преодолеть, используя межпроцессное взаимодействие между программами, однако здесь возникает новая трудность - разные формы внутреннего представления данных в этих программах.

Однако есть способ решения этих проблем: применение единого стандарта для организации связи между объектами, который не зависит от используемой платформы и языка. Именно такова разработанная Microsoft компонентная модель объекта COM (Component Object Model). Данная технология уже получила широкое внедрение: ведь на ее базе работают механизмы OLE и ActiveX.

К сожалению, в изданной на текущий момент литературе недостаточно четко отражен тот факт, что программировать для COM-модели можно на самых разных языках. В большинстве примеров, за очень редким исключением, используется Си++. Некоторые примеры ориентированы только на Си++ и средства этого языка для множественного наследования. Другие примеры строятся на основе библиотеки MFC, причем в этом случае настолько интенсивно используются ее специфические макроконструкции для COM, что создается впечатление, будто это вообще не Си. Вывод следующий: если у вас нет опыта работы в Си++, то вам будет трудно разобраться, как программировать для COM.

В этой и следующей за ней статьях мы рассмотрим процесс формирования COM-объектов в среде разработки Borland Delphi. В первой части мы коснемся проблем организации COM-объектов в Delphi и покажем несколько вариантов их решения. Во второй части будут приведены примеры пяти типовых объектов для стандартных надстроек оболочки Windows 95. В отдельных случаях COM-объекты целесообразно хранить как EXE-файлы. Однако в этой статье с целью простоты изложения материала будут рассматриваться лишь COM-объекты, записанные в наиболее часто используемой для них форме DLL-модулей.

Основные понятия о COM-объектах
Что же кроется внутри COM-объекта? Нам совершенно не нужно вникать в это! Весь обмен информацией между COM-объектом и внешним миром осуществляется через конкретные интерфейсы. Каждый из них реализует доступ к одной или нескольким функциям, обратиться к которым может любой объект или программа. Все COM-объекты должны иметь интерфейс IUnknown с тремя его функциями - AddRef, Release и QueryInterface. Функции AddRef и Release отвечают за обычную задачу сопровождения жизненного цикла объекта. При каждом обращении к Addref содержимое счетчика ссылок данного объекта увеличивается на единицу, а при каждом обращении к Release - уменьшается. Когда значение счетчика достигает нуля, объект уничтожается. Практический интерес представляет третья функция интерфейса IUnknown - QueryInterface. Получив доступ к обязательно присутствующему интерфейсу IUnknown, программа или любой другой объект сразу может обратиться к функции QueryInterface и узнать обо всех остальных имеющихся у этого объекта интерфейсах. IUnknown находится на вершине иерархического дерева всех COM-интерфейсов. Любой другой интерфейс фактически наследуется от IUnknown и поэтому также должен обеспечивать доступ ко всем трем IUnknown-функциям.

Понятие объекта как в терминологии COM-модели, так и в Delphi или Си++ имеет практически одинаковый смысл. А вот COM-интерфейс больше напоминает Delphi- или Си++-объект, у которого отсутствуют public-переменные и имеются лишь виртуальные методы. Список функций интерфейса соответствует виртуальной таблице методов Object Pascal или объекта Си++. Создать COM-интерфейс можно средствами практически любого языка: достаточно лишь объявить объект с требуемым списком виртуальных методов. Само собой разумеется, что задаваемые определения методов должны в точности соответствовать определениям функций в самих интерфейсах. Однако, кроме того, необходимо соблюдать правильный порядок их размещения в виртуальной таблице. Сказанное означает, что эти определения следуют в заданном порядке, а перед ними нет никаких других виртуальных методов.

В файле OLE2.PAS, входящем в комплект Delphi 2.0, показано, как давать определение типу интерфейсного объекта для IUnknown и для нескольких десятков других, производных от IUnknown интерфейсов, например IClassFactory, IMarshal и IMalloc. Каждому методу, входящему в состав этих интерфейсных объектов, дается такое определение, как virtual, stdcall или abstract. Пояснение, зачем указывается virtual, уже было дано. Ключевое слово stdcall сообщает компилятору, что вызов данного метода следует производить по стандартным правилам. Слово abstract указывает, что функциональная часть данного метода в текущем объекте отсутствует, но она должна присутствовать у некоторого дочернего объекта, для которого будет создаваться его экземпляр. В файле OLE2.PAS дается определение для более чем 50 интерфейсов, непосредственно наследуемых от IUnknown, причем каждый из них предоставляет как собственный интерфейс, так и IUnknown.

Однако из-за необходимости иметь для COM-объекта два или более интерфейса, не считая IUnknown, возникает одна проблема. В Си++ достаточно дать определение COM-объекту как многократно наследуемому от тех объектов, где требуемые интерфейсы содержатся. Однако для объектов Delphi возможность множественного наследования не допускается. Поэтому приходится искать иное решение. (К сведению программистов на Си++: при создании COM-объектов на базе MFC применяется технология, аналогичная описываемой здесь для Delphi. Эта особенность остается незамеченной на фоне великого множества макроконструкций, которые используются при определении COM-объекта средствами MFC.)

Сателлиты и контейнеры
Ключевой фактор создания в Delphi COM-объекта с несколькими интерфейсами состоит в том, что объект рассматривается как передающий контейнер этих интерфейсов. Совсем не обязательно иметь их внутри данного COM-объекта. Необходимо лишь при запросе, когда вызывается метод QueryInterface его интерфейса IUnknown предоставлять доступ к нужному интерфейсу. Такой COM-объект, созданный в Delphi, может лишь непосредственно обслуживать три свои функции IUnknown, а при запросе через QueryInterface интерфейса IUnknown, передавать указатель на самого себя. Он действует как передаточный механизм и распорядитель других объектов, имеющих свои интерфейсы. Такие интерфейсные объекты-сателлиты отображают свои три IUnknown-метода на общий объект-контейнер. Если приходит запрос на один из сателлитных интерфейсов (как правило, через метод QueryInterface), контейнер передает указатель на соответствующий объект-сателлит. На листинге показан пример, как средствами Delphi можно создать такие интерфейсные объекты с типами сателлит и контейнер, а также как подготовить соответствующий интерфейс IClassFactory.


--------------------------------------------------------------------------------

Листинг. С помощью этих обобщенных объектов с описанием интерфейсов можно создавать в среде Delphi COM-объекты с несколькими интерфейсами.

unit DelphCom;
// "Обобщенные" объекты. Предназначены для создания COM - объектов
// в Delphi. ISatelliteUnknown - интерфейсный объект, который
// будет обслуживаться через IContainerUnknown.Любой реальный
// COM-объект с несколькими интерфейсами
// будет наследоваться из IContainerUnknown и содержать
// функцию QueryInterface.
uses Windows, Ole2, Classes, SysUtils, ShellApi, ShlObj;
var
  DllRefCount: Integer;
  typeIContainerUnknown = class;
  ISattelliteUnknown = class(IUnknown)
    // Этот интерфейс будет обслуживаться через IContainerUnknown.
    // Отображает три IUnknown-функции на свой объект - контейнер.
    protectedfContainer: IContainerUnknown;
    publicconstructor Create(vContainer: IContainerUnknown);
    function QueryInterface(const WantIID: TIID; var ReturnedObject): HResult;
      override;
    function AddRef: Longint;
      override;
    function Release: Longint; override;
  end;
  IContainerUnknown = class(IUnknown)protectedFRefCount: Integer;
    publicConstructor Create;
    destructor Destroy;
      override;
    (IUnknown - функции)function QueryInterface(const
      WantIID: TIID; var ReturnedObject): HResult; override;
    function AddRef: LongInt; override;
    function Release: LongInt; override;
  end;
  IMyClassFactory = class(IClassFactory)privateFRefcount: Integer;
    publicconstructor Create;
    destructor Destroy;
      override;
    function QueryInterface(const WantIID: TIID; var ReturnedObject): HResult;
      override;
    function AddRef: LongInt; override;
    function Release: LongInt; override;
      // В дочернем объекте должно быть дано определение
    // для функции Create Instance
    function LockServer(fLock: BOOL): HResult; override;
  end;

function DLLCanUnloadNow: HResult; stdcall;
  export;
implementation
(****** ISatelliteUnknown *****)

constructor
  ISatelliteUnknown.Create(vContainer: IContainerUnknown);
beginfContainer := vContainer;
end;

function ISatelliteUnknown.QueryInterface(const WantIID: TIID; var
  ReturnedObject): HResult;
beginResult := fContainer.QueryInterface(WantIid, ReturnedObject);
end;

function ISatelliteUnknown.AddRef: LongInt;
beginResult := fContainer.AddRef;
end;

function ISatelliteUnknown.Release: LongInt;
beginResult := fContainer.Release;
end;
(****** IContainerUnknown ******) constructor
IContainerUnknown.Create;
beginInherited Create;
FRefCount := 0;
Inc(DllRefCount);
end;

destructor
  IContainerUnknown.Destroy;
beginDec(DllRefCount);
inherited
  Destroy;
end;

function IContainerUnknown.QueryInterface(const WantIID: TIID; var
  ReturnedObject): HResult;
var
  P: IUnknown;
begin
  if IsEqualIID(WantIID, IID_IUnknown) then
    P := SelfELSE P :=
      nil;
  Pointer(ReturnedObject) := P;
  if P = nil then
    Result := E_NOINTERFACEELSEbeginP.AddRef;
  Result := S_OK;
end;
end;

function IContainerUnknown.AddRef: LongInt;
beginInc(FRefCount);
Result := FRefCount;
end;

function IContainerUnknown.Release: LongInt;
beginDec(FRefCount);
Result := FRefCount;
if FRefCount = 0 then
  Free;
end;
(****** IMyClassFactory ******) constructor
IMyClassFactory.Create;
begin
  inherited
    Create;
  Inc(DllRefCount);
  FRefCount := 0;
end;

destructor
  IMyClassFactory.Destroy;
beginDec(DllRefCount);
inherited
  Destroy;
end;

function IMyClassFactory.QueryInterface(const WantIID: TIID; var
  ReturnedObject): HResult;
begin
  if IsEqualIID(WantIiD, IID_IUnknown) or IsEqualIID(WantIiD, IID_IClassFactory)
    then
  begin
    Pointer(ReturnedObject) := Self;
    AddRef;
    Result := S_OK;
    endELSEbeginPointer(ReturnedObject) := nil;
    Result := E_NOINTERFACE;
  end;
end;

function IMyClassFactory.AddRef: LongInt;
beginInc(FRefCount);
Result := FRefCount;
end;

function IMyClassFactory.Release: LongInt;
beginDec(FRefCount);
Result := FRefCount;
if FRefCount = 0 then
  Free;
end;

function IMyClassFactory.LockServer(fLock: Bool): HResult;
beginResult := E_NOTIMPL;
end;
(****** экспортируемая функция ******) function
DLLCanUnloadNow: hResult; stdcall; export;
begin
  if DllRefCount = 0 then
    Result := S_OKELSE Result := S_FALSE;
end;
initialization
  DllRefCount := 0;
end.

Объекты-сателлиты
Объектный тип ISatelliteUnknown непосредственно наследуется от рабочего типа IUnknown, причем все его три абстрактных метода обязательно переопределяются. ISatelliteUnknown содержит единственное поле protected-переменной с именем FContainer и типом IContainerUnknown (его определение дается позже); начальное значение для данной переменной присваивается в его конструкторе Create. Назначение трех его IUnknown-функций состоит лишь в том, чтобы передать результат, полученный после вызова соответствующего метода объекта-контейнера. В зависимости от того, какой интерфейс запрашивает вызывающая программа, она получает доступ к методам QueryInterface, AddRef и Release либо непосредственно через объект-контейнер, либо через любой из его объектов-сателлитов.

Если вам уже приходилось изучать литературу по технологии OLE, то вы наверняка обратили внимание, что в модуле DelphCOM, приведенном в листинге, используются нестандартные имена для параметров QueryInterface. Обычно для обозначения идентификатора ID нужного интерфейса используется имя riid, а передаваемому программе объекту назначается имя ppv. Поскольку имена параметров имеют смысл только в пределах данного объекта, я решил заменить зашифрованные стандартные имена на более понятные WantIID и ReturnedObject.

Объекты-контейнеры
Объектный тип IContainerUnknown также непосредственно наследуется от IUnknown. Он содержит собственный счетчик количества ссылок, записываемый в поле protected-переменной с именем FRefCount; его функция AddRef обеспечивает приращение счетчика FRefCount, а Release - его уменьшение. Обе функции - AddRef и Release - передают в программу новое значение счетчика. Если оно становится равным 0, функция Release дополнительно производит высвобождение объекта.

Кроме этого, в модуле DelphCOM дается определение глобальному счетчику ссылок для всей DLL, через который отслеживаются все объекты, производные от этих обобщенных COM-объектов. Его приращение и уменьшение производятся при работе соответственно конструктора и деструктора этого объекта-контейнера. Любая DLL, где содержатся COM-объекты, должна выполнять две специальные функции - DLLCanUnloadNow и DLLGetClassObject. В модуле DelphCOM присутствует функция DLLCanUnloadNow, которая будет принимать значение False до тех пор, пока значение упомянутого глобального счетчика DLL не станет равным 0. Что же касается функции DLLGetClassObject, то ее содержание специфично для каждой конкретной DLL, использующей DelphCOM. Поэтому ее нельзя будет записать до тех пор, пока не будут заданы сами COM-объекты (являющиеся производными от ISatelliteUnknown и IContainerUnknown).

Объект IContainerUnknown реагирует на запросы интерфейса IUnknown, поступающие через QueryInterface, и передает указатель на самого себя. При запросе иного интерфейса передается код ошибки E_NOINTERFACE. Когда же данная ситуация возникает в производном от IContainerUnknown объекте, то функция QueryInterface сначала обращается к этой, наследуемой от родительского объекта функции. Если в ответ передается значение E_NOINTERFACE, тогда проверяется совпадение идентификатора запрашиваемого интерфейса с идентификаторами его других интерфейсов. При совпадении в программу передается указатель этого объекта-сателлита.

Генератор класса
COM-объекты могут создаваться при выдаче соответствующей команды от системы или от некоторой программы. Этот процесс создания управляется особым типом COM-объекта, именуемым генератором класса (class factory); он также получается прямым наследованием от IUnknown. Имеющийся в модуле DelphCOM объект IMyClassFactory, как и объект IContainerUnknown, содержит методы AddRef и Release. Если через QueryInterface поступает запрос на IUnknown или IClassFactory, то он передает указатель на самого себя. Кроме названных трех функций в интерфейсе IClassFactory дополнительно появляются две новые - CreateInstance и LockServer. Обычно функция LockServer не требуется, и в этом случае она принимает особое значение E_NOTIMPL - признак того, что данная функция не задействована.

Наиболее важная функция генератора класса, ради которой он создается, - это CreateInstance. С ее помощью вызывающая программа создает экземпляр требуемого объекта. В модуле DelphCOM, правда, еще нет каких-либо "законченных" объектов; здесь содержатся лишь обобщенные объекты сателлита и контейнера. Когда мы даем определение COM-объекту как наследуемому от IContainerUnknown, нам также приходится давать определение объекту, производному от IMyClassFactory, функция которого - CreateInstance - будет передавать в программу новый экземпляр этого COM-объекта.

Теперь, введя IMyClassFactory, мы получили полный комплект обобщенного COM-объекта для работы в Delphi. Эта система из объектов сателлита и контейнера может использоваться в любом объектно-ориентированном языке программирования; ведь, действительно, COM-объекты, создаваемые средствами MFC, используют аналогичную систему. Во второй части этой статьи мы перейдем от теории к практике. Возможности рассмотренных здесь обобщенных объектов будут существенно расширены, что позволит в качестве примера создать пять различных типовых надстроек для оболочки Windows 95 - для обслуживания операций с контекстным меню, диалоговым окном Property, перетаскивания объектов с помощью правой клавиши мыши, манипуляций с пиктограммами и операций копирования.

Разобравшись с примерами, вы почувствуете полную готовность к созданию собственных, реально действующих надстроек для оболочки Windows 95.

--------------------------------------------------------------------------------

Идентификаторы GUID, CLSID и IID
При создании и работе COM-объектов интенсивно используются идентификаторы, именуемые как Globally Unique Identifiers (глобально уникальные идентификаторы), или, коротко, GUIDs (произносится "GOO-ids"). Этот параметр представляет собой некоторое 128-разрядное число, генерируемое функцией CoCreateGUID, входящей в состав Windows API. Значения GUID должны быть уникальны в глобальных масштабах: передаваемое функцией CoCreateGUID значение никогда не должно повторяться. Крейг Брокшмидт (Kraig Brockschmidt), специалист по OLE (из группы разработчиков OLE в Microsoft), как-то заявил, что вероятность совпадения результатов двух различных обращений к CoCreateGUID равняется тому, что "два случайно блуждающих по вселенной атома вдруг внезапно столкнутся и образуют гибрид маленького калифорнийского авокадо с канализационной крысой из Нью-Йорка".

Дело в том, что у каждого интерфейса должен быть свой идентификатор IID (Interface ID), являющийся тем же самым GUID. В файле OLE2.PAS, входящем в комплект Delphi, дается определение десяткам таких параметров. Пример программы из данной статьи содержит ссылки на идентификаторы интерфейсов IUnknown и IClassFactory; а в файле OLE2.PAS содержится множество других подобных параметров. Кроме того, любой объектный класс, зарегистрированный в системе, должен иметь свой идентификатор класса Class ID (CLSID). Если вам когда-нибудь приходилось с помощью программы RegEdit просматривать ключ HKEY_CLASSES_ROOT\CLSID системного реестра Windows, вы наверняка обращали внимание на десятки, а иногда и сотни непонятных строк с записанными в них цифрами. Все это - идентификаторы классов для всех COM-объектов, зарегистрированных на вашем компьютере. Не будем вдаваться в подробности; скажем лишь, что при программировании COM-объектов следует использовать имеющиеся параметры GUID, а также создавать новые, специфичные для вашей конкретной программы.

Существует ряд бесплатных утилит, например UUIDGEN.EXE, позволяющих генерировать новые значения GUID. Однако после ее исполнения придется заниматься рутинной задачей - аккуратно переписывать полученные значения на место констант Delphi. Взамен UUIDGEN.EXE служба PC Magazine Online предлагает другую "консольную" программу с текстовым выводом. Ее можно либо загрузить в интегрированную среду Delphi и произвести компиляцию там, либо обработать компилятором Delphi, введя через командную строку DCC32 GUIDS.DPR. Теперь запустите полученную программу, и вы получите абсолютно новое, не встречавшееся ранее значение GUID - в виде строки и в виде типовой константы Delphi.

Отныне, начиная работу над новым проектом, внимательно подсчитайте необходимое количество отдельных параметров GUID. На всякий случай добавьте еще несколько. Теперь укажите это число как параметр для программы GUIDS.EXE и перенаправьте ее вывод в отдельный файл. Там будут записаны указанное количество идентификаторов GUID, причем, как правило, они будут представлять собой блок непрерывно возрастающих чисел. Дело в том, что когда используемые в вашем проекте параметры GUID отличаются между собой лишь цифрой в отдельной позиции, легче разбираться, какой идентификатор к чему относится. Теперь вы можете вырезать эти значения из текстового файла и вставить в нужные места своего проекта.

Пока все...

Проект Delphi World © Выпуск 2002 - 2024
Автор проекта: USU Software
Вы можете выкупить этот проект.