Delphi World - это проект, являющийся сборником статей и малодокументированных возможностей  по программированию в среде Delphi. Здесь вы найдёте работы по следующим категориям: delphi, delfi, borland, bds, дельфи, делфи, дэльфи, дэлфи, programming, example, программирование, исходные коды, code, исходники, source, sources, сорцы, сорсы, soft, programs, программы, and, how, delphiworld, базы данных, графика, игры, интернет, сети, компоненты, классы, мультимедиа, ос, железо, программа, интерфейс, рабочий стол, синтаксис, технологии, файловая система...
Урок 1 - Базовые знания о KOL - Наше первое окно

Ведущий раздела KOL и MCK: Анатолий aka XVeL
Автор: Борис Моренко
WEB-сайт: http://kol.mastak.ru

Полную версию библиотеки KOL и MCK можно скачать здесь.

Базовые знания о KOL

Базовый объект TObj - аналог класса TObject из VCL. TObj мало похож на своего старшего брата, разве что методом удаления Free. Я никогда не применял TObj для дела, поэтому плавно перейду ко второму (самому главному для работы) объекту TControl.
TControl может выполнять роль любого визуального обьекта и фактически выполняет обязанности для которых в Delphi отведены десяток классов. Для создания определенного контрола вам надо воспользоваться соответствующим "конструктором" . Под конструктором подразумевается функция, в параметрах у которой указывается родительский объект ( на нем будет находится ваш контрол, если дело касается визуальных объектов).
В KOL есть и другие объекты, но про них я расскажу в соответствующих уроках так как они более узкоспециализированны.

Подробнее о теории в статье KOL - кодоэкономичная объектная библиотека для Delphi.


Наше первое окно


Фактически, это не только ваше первое окно написанное с помощью KOL, но и первая программа с использованием этой библиотеки :)

Для начало удалим все лишнее. Лишним я называю все, что относится к визуальному программированию и VCL. В меню “Project“ выберите “Remove from Project“ и удалите форму. Теперь подредактируем и файл проекта. Нажмите F12 и выберите соответствующий файл.

То, что вы увидите, будет выглядеть примерно так:

program Project1;

uses
  Forms;

{$R *.RES}
begin
  Application.Initialize;
  Application.Run;
end.
Подредактируем текст :
program Project1;

uses
  Windows,
  messages,
  KOL;

{$R *.RES}

begin

end.

Можно конечно удалить и строчку {$R *.RES} (тем самым уменьшив приложение на пару кб), но я предпочитаю оставлять эту строку, чтобы приложение было более красивым (красивые иконки - это моя слабость;)
Ну, а теперь можно сохранить наш проект (например под именем L1). Конечно, как вы понимаете, это еще не программа, но запустить ее можете уже и сейчас.
Вернемся к KOL.

function NewForm( AParent: PControl; const Caption: String ): PControl; 

Для создания формы надо воспользоваться конструктором NewForm. В параметрах у этого конструктора указывается специальный объект Applet (AParent) и заголовок окна (Caption). Вы наверное сразу зададитесь вопросом: что такое Applet ? Для ответа на этот вопрос надо вспомнить то, о чем я говорил об обьекте TControl (ну, насчет того, что в параметрах конструктора визуальных контролов обычно указывается объект, на котором находится контрол). Так Applet - это объект, "на котором" создается окно. Если у вас одно окно, то этот объект создается автоматически и не надо пользоваться его конструктором.

function NewApplet( const Caption: String ): PControl;

Вот пример создания окна:

program L1;

uses
  Windows,
  messages,
  KOL;

{$R *.RES}

var
  form:PControl;
begin
  form := NewForm(Applet,'Первое окно');
  run(form);
end.

Функция Run, "запускает" программу, т.е. запускает цикл, в котором обрабатываются сообщения программы.

Теперь рассмотрим некоторые свойства окна, из которых многие аналогичны стандартным свойствам форм Delphi.

Свойство Описание
Width Длина окна
Height Высота окна
Саption Заголовок
Handle Хендл
Style Стиль окна
ExStyle Расширенный стиль окна
Top Положение окна от верхнего края монитора
Left Положение окна от левого края монитора

Это конечно не все свойства, но они обычно самые нужные.
Style и ExStyle отвечают за то, что у обычной формы в VCL отвечает свойство FormStyle. Для тех, кто никогда не имел дело с API, привожу список тех значений, которые они могут принимать. Для Style (основные):


WS_OVERLAPPED
создается окно с рамкой заголовком, но без системного меню и кнопок "Свернуть", "Развернуть" и т.д.
WS_OVERLAPPEDWINDOW
создается окно имеющее заголовок, изменяемый размер, системное меню, и кнопки управлением окна, короче говоря, обычное окно. Данный флаг является комбинацией нескольких других.
WS_POPUP
флаг, обратный к WS_OVERLAPPED. Создается окно, не имеющее ничего, кроме поверхности. Для добавления строки заголовка нужно добавить флаг WS_CAPTION.
WS_BORDER
создается окно с простой тонкой рамкой, причем пользователь не может поменять размер окна.
WS_THICKFRAME
создается окно с толстой рамкой, позволяющее пользователю менять размер окна.
WS_HSCROLL
создается окно с горизонтальной полосой прокрутки
WS_VSCROLL
создается окно с вертикальной полосой прокрутки
WS_SYSMENU
создается окно имеющее системное меню. Для того, чтобы данный флаг заработал, окно должно иметь установленным один из флагов рамки - WS_THICKFRAME или WS_BORDER
WS_MAXIMIZEBOX
создается окно с кнопкой максимизации
WS_MINIMIZEBOX
создается окно с кнопкой минимизации
WS_DISABLED
создается окно, с первоначально запрещенным доступом к нему
WS_MAXIMIZE
создаваемое окно, сразу после создания максимизируется
WS_MINIMIZE
то же самое, только окно минимизируется
WS_VISIBLE
окно создается первоначально видимым. Это очень важный флаг! Если вы не укажете его, то вам придется самостоятельно делать окно видимым при помощи функции ShowWindow. Обычно этот флаг устанавливается вместе с флагом WS_CHILD

Для расширенного стиля окна ExStyle значения следующие:


WS_EX_ACCEPTFILES
определяет окно, способное принимать перетаскиваемые на него файлы из "Проводника" Windows
WS_EX_CONTEXTHELP
определяет окно, с кнопкой контекстного поиска в заголовке окна (кнопка со знаком вопроса внутри). Как использовать эту кнопку - это уже другой вопрос.
WS_EX_TOPMOST
создается окно, располагающееся всегда поверх остальных окон, даже в неактивном состоянии.
WS_EX_TOOLWINDOW
создается окно с тонкой строкой заголовка, обычно используется для панелей инструментов.
WS_EX_CLIENTEDGE
создается окно с "утопленной" клиентской областью

Общий стиль окна получается соединением флагов при помощи операции OR. Если вы используете флаги стиля, то один из них должен быть WS_VISIBLE.
В следующей таблице я покажу какими должны быть флаги, для того чтобы создавать окна аналогичные окнам, создаваемым в Delphi.

Delphi KOL
bsSizeable

Form.Style := WS_THICKFRAME or WS_SYSMENU or WS_MAXIMIZEBOX or WS_MINIMIZEBOX or WS_VISIBLE;
Эти параметры устанавливаются автоматически

bsSingle Form.Style := WS_BORDER or WS_SYSMENU or WS_MAXIMIZEBOX or WS_MINIMIZEBOX or WS_VISIBLE;>
bsNone Form.Style := WS_POPUP or WS_VISIBLE;
bsDialog Form.Style := WS_BORDER or WS_SYSMENU or WS_VISIBLE;
bsSizeToolWin Form.ExStyle := WS_EX_TOOLWINDOW;
bsToolWindow Form.Style := WS_BORDER or WS_SYSMENU or WS_VISIBLE;
Form.ExStyle := WS_EX_TOOLWINDOW;

Но кроме этих типов окон, вы сможете создавать и любые другие, просто по разному комбинируя с флагами стилей.

У окна в KOL есть несколько свойств, позволяющие упрощенное изменение вида окна. Например:

  • HasBorder - отвечает за то будет ли у окна бордюр и заголовок
  • HasCaption - будет ли у окна заголовок
  • CanResize - можно ли изменять размер окна
  • StayOnTop - будет ли окно всегда на верху

Также в KOL-окно уже "встроен" StatusBar. Чтобы у вас появилась надпись внизу экрана вам достаточно обратится к свойству

StatusText[idx:integer]:PChar;

idx отвечает в какой "ячейке" у вас будет надпись. Например если у вас окно Form, то строка
Form.StatusText[1]:='Пример';
Приведет к следующему результату в нижней части окна:

Этой информации достаточно, чтобы создать окно на KOL.

Проект Delphi World © Выпуск 2002 - 2024
Автор проекта: USU Software
Вы можете выкупить этот проект.