Delphi World - это проект, являющийся сборником статей и малодокументированных возможностей  по программированию в среде Delphi. Здесь вы найдёте работы по следующим категориям: delphi, delfi, borland, bds, дельфи, делфи, дэльфи, дэлфи, programming, example, программирование, исходные коды, code, исходники, source, sources, сорцы, сорсы, soft, programs, программы, and, how, delphiworld, базы данных, графика, игры, интернет, сети, компоненты, классы, мультимедиа, ос, железо, программа, интерфейс, рабочий стол, синтаксис, технологии, файловая система...
Красно-черные деревья

Красно-черные деревья - один из способов балансировки деревьев. Название происходит от стандартной раскраски узлов таких деревьев в красный и черный цвета. Цвета узлов используются при балансировке дерева. Во время операций вставки и удаления поддеревья может понадобиться повернуть, чтобы достигнуть сбалансированности дерева. Оценкой как среднего время, так и наихудшего является O(log n).

Прекрасно написанные разделы о красно-черных деревьях вы найдете у Кормена-Ривеста-Лейзертона в их талмуде об алгоритмах.

Теория

  • Красно-черное дерево - это бинарное дерево с следующими свойствами:
  • Каждый узел покрашен либо в черный, либо в красный цвет.
    Листьями объявляются NIL-узлы (т.е. "виртуальные" узлы, наследники узлов, которые обычно называют листьями; на них "указывают" NULL указатели). Листья покрашены в черный цвет.
  • Если узел красный, то оба его потомка черны.
  • На всех ветвях дерева, ведущих от его корня к листьям, число черных узлов одинаково.

Количество черных узлов на ветви от корня до листа называется черной высотой дерева. Перечисленные свойства гарантируют, что самая длинная ветвь от корня к листу не более чем вдвое длиннее любой другой ветви от корня к листу. Чтобы понять, почему это так, рассмотрим дерево с черной высотой 2. Кратчайшее возможное расстояние от корня до листа равно двум - когда оба узла черные. Длиннейшее расстояние от корня до листа равно четырем - узлы при этом покрашены (от корня к листу) так: красный, черный, красный, черный. Сюда нельзя добавить черные узлы, поскольку при этом нарушится свойство 4, из которого вытекает корректность понятия черной высоты. Поскольку согласно свойству 3 у красных узлов непременно черные наследники, в подобной последовательности недопустимы и два красных узла подряд. Таким образом, длиннейший путь, который мы можем сконструировать, состоит из чередования красных и черных узлов, что и приводит нас к удвоенной длине пути, проходящего только через черные узлы. Все операции над деревом должны уметь работать с перечисленными свойствами. В частности, при вставке и удалении эти свойства должны сохраниться.

Вставка

Чтобы вставить узел, мы сначала ищем в дереве место, куда его следует добавить. Новый узел всегда добавляется как лист, поэтому оба его потомка являются NIL-узлами и предполагаются черными. После вставки красим узел в красный цвет. После этого смотрим на предка и проверяем, не нарушается ли красно-черное свойство. Если необходимо, мы перекрашиваем узел и производим поворот, чтобы сбалансировать дерево.

Вставив красный узел с двумя NIL-потомками, мы сохраняем свойство черной высоты (свойство 4). Однако, при этом может оказаться нарушенным свойство 3, согласно которому оба потомка красного узла обязательно черны. В нашем случае оба потомка нового узла черны по определению (поскольку они являются NIL-узлами), так что рассмотрим ситуацию, когда предок нового узла красный: при этом будет нарушено свойство 3. Достаточно рассмотреть следующие два случая:

  • Красный предок, красный "дядя": Ситуацию красный-красный иллюстрирует рис. 1. У нового узла X предок и "дядя" оказались красными. Простое перекрашивание избавляет нас от красно-красного нарушения. После перекраски нужно проверить "дедушку" нового узла (узел B), поскольку он может оказаться красным. Обратите внимание на распространение влияния красного узла на верхние узлы дерева. В самом конце корень мы красим в черный цвет корень дерева. Если он был красным, то при этом увеличивается черная высота дерева.
  • Красный предок, черный "дядя": На рис. 3.7 представлен другой вариант красно-красного нарушения - "дядя" нового узла оказался черным. Здесь узлы может понадобиться вращать, чтобы скорректировать поддеревья. В этом месте алгоритм может остановиться из-за отсутствия красно-красных конфликтов и вершина дерева (узел A) окрашивается в черный цвет. Обратите внимание, что если узел X был в начале правым потомком, то первым применяется левое вращение, которое делает этот узел левым потомком.

Каждая корректировка, производимая при вставке узла, заставляет нас подняться в дереве на один шаг. В этом случае до остановки алгоритма будет сделано 1 вращение (2, если узел был правым потомком). Метод удаления аналогичен.


Рис. 1: Вставка - Красный предок, красный "дядя


Рис. 2: Вставка - красный предок, черный "дядя"

Реализация

Операторы typedef T, а также сравнивающие compLT и compEQ следует изменить так, чтобы они соответствовали данным, хранимым в узлах дерева. В каждом узле типа Node хранятся указатели left, right на двух потомков и parent на предка. Цвет узла хранится в поле color и может быть либо RED, либо BLACK. Собственно данные хранятся в поле data. Все листья дерева являются "сторожевыми" (sentinel), что сильно упрощает коды. Узел root является корнем дерева и в самом начале является сторожевым.

Функция insertNode запрашивает память под новый узел, устанавливает нужные значения его полей и вставляет в дерево. Соответственно, она вызывает insertFixup, которая следит за сохранением красно-черных свойств. Функция deleteNode удаляет узел из дерева. Она вызывает deleteFixup, которая восстанавливает красно-черные свойства. Функция findNode ищет в дереве нужный узел.

 
/* red-black tree */

#include 
#include 
#include 
#include 


typedef int T;                  /* type of item to be stored */
#define compLT(a,b) (a < b)
#define compEQ(a,b) (a == b)

/* Red-Black tree description */
typedef enum { BLACK, RED } nodeColor;

typedef struct Node_ {
    struct Node_ *left;         /* left child */
    struct Node_ *right;        /* right child */
    struct Node_ *parent;       /* parent */
    nodeColor color;            /* node color (BLACK, RED) */
    T data;                     /* data stored in node */
} Node;

#define NIL &sentinel           /* all leafs are sentinels */
Node sentinel = { NIL, NIL, 0, BLACK, 0};

Node *root = NIL;               /* root of Red-Black tree */

void rotateLeft(Node *x) {

   /**************************
    *  rotate node x to left *
    **************************/

    Node *y = x->right;

    /* establish x->right link */
    x->right = y->left;
    if (y->left != NIL) y->left->parent = x;

    /* establish y->parent link */
    if (y != NIL) y->parent = x->parent;
    if (x->parent) {
        if (x == x->parent->left)
            x->parent->left = y;
        else
            x->parent->right = y;
    } else {
        root = y;
    }

    /* link x and y */
    y->left = x;
    if (x != NIL) x->parent = y;
}

void rotateRight(Node *x) {

   /****************************
    *  rotate node x to right  *
    ****************************/

    Node *y = x->left;

    /* establish x->left link */
    x->left = y->right;
    if (y->right != NIL) y->right->parent = x;

    /* establish y->parent link */
    if (y != NIL) y->parent = x->parent;
    if (x->parent) {
        if (x == x->parent->right)
            x->parent->right = y;
        else
            x->parent->left = y;
    } else {
        root = y;
    }

    /* link x and y */
    y->right = x;
    if (x != NIL) x->parent = y;
}

void insertFixup(Node *x) {

   /*************************************
    *  maintain Red-Black tree balance  *
    *  after inserting node x           *
    *************************************/

    /* check Red-Black properties */
    while (x != root && x->parent->color == RED) {
        /* we have a violation */
        if (x->parent == x->parent->parent->left) {
            Node *y = x->parent->parent->right;
            if (y->color == RED) {

                /* uncle is RED */
                x->parent->color = BLACK;
                y->color = BLACK;
                x->parent->parent->color = RED;
                x = x->parent->parent;
            } else {

                /* uncle is BLACK */
                if (x == x->parent->right) {
                    /* make x a left child */
                    x = x->parent;
                    rotateLeft(x);
                }

                /* recolor and rotate */
                x->parent->color = BLACK;
                x->parent->parent->color = RED;
                rotateRight(x->parent->parent);
            }
        } else {

            /* mirror image of above code */
            Node *y = x->parent->parent->left;
            if (y->color == RED) {

                /* uncle is RED */
                x->parent->color = BLACK;
                y->color = BLACK;
                x->parent->parent->color = RED;
                x = x->parent->parent;
            } else {

                /* uncle is BLACK */
                if (x == x->parent->left) {
                    x = x->parent;
                    rotateRight(x);
                }
                x->parent->color = BLACK;
                x->parent->parent->color = RED;
                rotateLeft(x->parent->parent);
            }
        }
    }
    root->color = BLACK;
}

Node *insertNode(T data) {
    Node *current, *parent, *x;

   /***********************************************
    *  allocate node for data and insert in tree  *
    ***********************************************/

    /* find where node belongs */
    current = root;
    parent = 0;
    while (current != NIL) {
        if (compEQ(data, current->data)) return (current);
        parent = current;
        current = compLT(data, current->data) ?
            current->left : current->right;
    }

    /* setup new node */
    if ((x = malloc (sizeof(*x))) == 0) {
        printf ("insufficient memory (insertNode)\n");
        exit(1);
    }
    x->data = data;
    x->parent = parent;
    x->left = NIL;
    x->right = NIL;
    x->color = RED;

    /* insert node in tree */
    if(parent) {
        if(compLT(data, parent->data))
            parent->left = x;
        else
            parent->right = x;
    } else {
        root = x;
    }

    insertFixup(x);
    return(x);
}

void deleteFixup(Node *x) {

   /*************************************
    *  maintain Red-Black tree balance  *
    *  after deleting node x            *
    *************************************/

    while (x != root && x->color == BLACK) {
        if (x == x->parent->left) {
            Node *w = x->parent->right;
            if (w->color == RED) {
                w->color = BLACK;
                x->parent->color = RED;
                rotateLeft (x->parent);
                w = x->parent->right;
            }
            if (w->left->color == BLACK && w->right->color == BLACK) {
                w->color = RED;
                x = x->parent;
            } else {
                if (w->right->color == BLACK) {
                    w->left->color = BLACK;
                    w->color = RED;
                    rotateRight (w);
                    w = x->parent->right;
                }
                w->color = x->parent->color;
                x->parent->color = BLACK;
                w->right->color = BLACK;
                rotateLeft (x->parent);
                x = root;
            }
        } else {
            Node *w = x->parent->left;
            if (w->color == RED) {
                w->color = BLACK;
                x->parent->color = RED;
                rotateRight (x->parent);
                w = x->parent->left;
            }
            if (w->right->color == BLACK && w->left->color == BLACK) {
                w->color = RED;
                x = x->parent;
            } else {
                if (w->left->color == BLACK) {
                    w->right->color = BLACK;
                    w->color = RED;
                    rotateLeft (w);
                    w = x->parent->left;
                }
                w->color = x->parent->color;
                x->parent->color = BLACK;
                w->left->color = BLACK;
                rotateRight (x->parent);
                x = root;
            }
        }
    }
    x->color = BLACK;
}

void deleteNode(Node *z) {
    Node *x, *y;

   /*****************************
    *  delete node z from tree  *
    *****************************/

    if (!z || z == NIL) return;


    if (z->left == NIL || z->right == NIL) {
        /* y has a NIL node as a child */
        y = z;
    } else {
        /* find tree successor with a NIL node as a child */
        y = z->right;
        while (y->left != NIL) y = y->left;
    }

    /* x is y's only child */
    if (y->left != NIL)
        x = y->left;
    else
        x = y->right;

    /* remove y from the parent chain */
    x->parent = y->parent;
    if (y->parent)
        if (y == y->parent->left)
            y->parent->left = x;
        else
            y->parent->right = x;
    else
        root = x;

    if (y != z) z->data = y->data;


    if (y->color == BLACK)
        deleteFixup (x);

    free (y);
}

Node *findNode(T data) {

   /*******************************
    *  find node containing data  *
    *******************************/

    Node *current = root;
    while(current != NIL)
        if(compEQ(data, current->data))
            return (current);
        else
            current = compLT (data, current->data) ?
                current->left : current->right;
    return(0);
}

void main(int argc, char **argv) {
    int a, maxnum, ct;
    Node *t;

    /* command-line:
     *
     *   rbt maxnum
     *
     *   rbt 2000
     *       process 2000 records
     *
     */

    maxnum = atoi(argv[1]);

    for (ct = maxnum; ct; ct--) {
        a = rand() % 9 + 1;
        if ((t = findNode(a)) != NULL) {
            deleteNode(t);
        } else {
            insertNode(a);
        }
    }
}
Проект Delphi World © Выпуск 2002 - 2024
Автор проекта: USU Software
Вы можете выкупить этот проект.