Delphi World - Вращение объектов
Delphi World - это проект, являющийся сборником статей и малодокументированных возможностей  по программированию в среде Delphi. Здесь вы найдёте работы по следующим категориям: delphi, delfi, borland, bds, дельфи, делфи, дэльфи, дэлфи, programming, example, программирование, исходные коды, code, исходники, source, sources, сорцы, сорсы, soft, programs, программы, and, how, delphiworld, базы данных, графика, игры, интернет, сети, компоненты, классы, мультимедиа, ос, железо, программа, интерфейс, рабочий стол, синтаксис, технологии, файловая система...
Вращение объектов

Автор: Айткулов Павел
WEB-сайт: http://rax.ru/click?apg67108864.narod.ru/

Здесь я бы хотел рассказать не о том, как работать с DelphiX, OpenGL или Direct, а о том, как можно вращать многогранники с помощью простых действий: moveto и lineto.

Здесь рассмотрим пример вращения куба. Будем рисовать на Canvase (например Listbox). Сначала нарисуем врашающийся квадрат (точнее 2 квадрата и соединим их). Пусть q - угол поворота квадрата, который мы рисуем. Очевидно, что нам надо задать координаты вершин квадрата - a:array [1..5,1..2] of integer. 1..4+1 - количество вершин квадрата (почему +1 будет объяснено позже). 1..2 - координата по X и Y. Кто учился в школе, наверное помнит, что уравнение окружности: X^2+Y^2=R^2, кто хорошо учился в школе, возможно вспомнит уравнение эллипса: (X^2)/(a^2)+ (Y^2)/(b^2)=1. Но это нам не надо. Нам понадобится уравнение эллипса в полярных координатах: x=a*sin(t); y=a*cos(t);t=0..2*PI; (учащиеся университетов и институтов ликуют).

С помощью данного уравнения мы заполняем массив с координатами.


for i:=1 to 5 do
begin
  // координата по Х; q+i*pi/2 - угол поворота
  // i-той вершины квадрата.
  a[i,1]:=trunc(80*sin(q+i*pi/2));
  // координата по Y; знак минус - потому что координаты
  // считаются с верхнего левого угла
  a[i,1]:=trunc(-30*cos(q+i*pi/2));
end;

Сейчас будем рисовать квадрат:


for i:=1 to 4 do
begin
  moveto(100+a[i,1],50+a[i,2]); //Встаем на i-ую точку квадрата.
  lineto(100+a[i+1,1],50+a[i+1,2]); //Рисуем линию к i+1-ой точке.

Вот почему array[1..5,1..2], иначе - выход за границы. end;

Затем рисуем второй такой же квадрат, но пониже (или повыше). Соединяем линиями первый со вторым:


for i:=1 to 4 do
begin
  moveto(100+a[i,1],50+a[i,2]);
  lineto(100+a[i,1],130+a[i,2]);
end;

Осталось очистить Listbox, увеличить q и сделать сначала. Все!!!

Можно также скрывать невидимые линии - когда q находится в определенном интервале. Также можно поизвращаться: повернуть куб в другой плоскости - поворот осей(для тех, кто знает формулу).

Вот что у нас получилось:

Такие же вращающиеся кубики (додекаэдр, икосаэдр и 3 других (не знаю названия)) находятся здесь.

Проект Delphi World © Выпуск 2002 - 2017
Автор проекта: Эксклюзивные курсы программирования