Delphi World - это проект, являющийся сборником статей и малодокументированных возможностей  по программированию в среде Delphi. Здесь вы найдёте работы по следующим категориям: delphi, delfi, borland, bds, дельфи, делфи, дэльфи, дэлфи, programming, example, программирование, исходные коды, code, исходники, source, sources, сорцы, сорсы, soft, programs, программы, and, how, delphiworld, базы данных, графика, игры, интернет, сети, компоненты, классы, мультимедиа, ос, железо, программа, интерфейс, рабочий стол, синтаксис, технологии, файловая система...
DXInput

Оформил: XVeL
Автор: Daddy
WEB-сайт: http://daddy.mirgames.ru

В этой статье мы рассмотрим методы управления объектами в играх с помощью клавиатуры, мыши и джойстика..
1. Клавиатура.
Опрос нажатия клавиши ведется через DXInput.States:
if <тикер> in DXInput.States then
begin
   //действие
end
,где
  • <тикер> есть зарезервированное слово:
  • isUp - по умолчанию "стрелка вверх"
  • isDown - по умолчанию "стрелка вниз"
  • isRight - по умолчанию "стрелка вправо"
  • isLeft - по умолчанию "стрелка влево"
  • IsButton1 - по умолчанию "Space"
  • IsButton2 - по умолчанию "Enter"
  • IsButton3-IsButton32 - по умолчанию не определены
Для сравнения два равноценных условия:

//c использования DXInput
if isUp in DXInput.States then
begin
//действие
end  //а это - без
if Key=VK_UP then
begin
//действие
end
Чтобы определить "тикер": DXInput.Keyboard.KeyAssigns[<тикер>,X]:= <кнопка> ,где:
  • X - значение от 0 до 2 (то есть на каждый "тикер" можно присвоить до трех <кнопок>)
  • <кнопка> - код кнопки (например ord('Q')).
Примечание: буквенные клавиши указываются в верхнем регистре, т.е.
DXInput.Keyboard.KeyAssigns[isButton10,X]:=ord('q')
не будет реагировать на нажатие клавиши 'q' .
Кнопки Ctrl, Alt, Shift можно опросить обычным способом:
If (ssCtrl in Shift) then ...
If (ssAlt in Shift) then ...
If (ssShift in Shift) then ...
Небольшой примерчик. Зарекрепим за тикером isUp - кнопки "E","I" и "стрелка вверх":

procedure TForm1.DXTimerTimer(Sender: TObject; LagCount: Integer);
begin
   if not DXDraw.CanDraw then exit;
   //обновим состояние DXInput (нужно делать при каждом тике таймера)
   DXInput.Update;
   DXDraw.Surface.Fill(0);
   If isUP in DXInput.States then
      With DXDraw.Surface.Canvas do
      begin
         Brush.Style := bsClear;
         Font.Color := clWhite;
         Font.Size := 12;
         TextOut(50,50,'UP pressed');
         Release;
      end;
   DXDraw.Flip;
end;

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
   DXInput.Keyboard.KeyAssigns[isUp,0]:=ord('E');
   //за [isUp,1] - по умолчанию зарезервирована "стрелка вверх", оставим ее.
   DXInput.Keyboard.KeyAssigns[isUp,2]:=ord('I');
end;
2. Мышь

DXinput.Mouse.X - положение курсора по горизонтали
DXinput.Mouse.Y - положение курсора по вертикали
DXinput.Mouse.Z - положение курсора по третьей оси

Небольшой примерчик:

var
   Form1: TForm1;
   MouseX,MouseY:integer;
   LeftB,RightB:boolean;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TForm1.DXTimerTimer(Sender: TObject; LagCount: Integer);
var Shift: TShiftState;
begin
   if not DXDraw.CanDraw then exit;
   DXInput.Update;
   DXDraw.Surface.Fill(0);
   With DXDraw.Surface.Canvas do
   begin
      Brush.Style := bsClear;
      Font.Color := clWhite;
      Font.Size := 12;
      If LeftB then
         TextOut(0,0,'Left');
      If RightB then
         TextOut(50,0,'Right');
      TextOut(0,50,IntToStr(MouseX)+','+IntToStr(MouseY));
      Release;
   end;
   DXDraw.Flip;
end;

procedure TForm1.DXDrawMouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
   MouseX:=X;
   MouseY:=Y;
end;

procedure TForm1.DXDrawMouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
   If ssLeft in Shift then LeftB:=true;
   If ssRight in Shift then RightB:=true;
end;

procedure TForm1.DXDrawMouseUp(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
   LeftB:=false; RightB:=false;
end;
3. Джойстик

Настроим джойстик:
DXinput.Joystick.RangeX = 0 - 1000, устанавливает диапазон изменения значений по горизонтальной оси от X до -X
DXinput.Joystick.RangeY = 0 - 1000, устанавливает диапазон изменения значений по вертикальной оси от Y до -Y
DXinput.Joystick.RangeZ = 0 - 1000, устанавливает диапазон изменения значений по третьей оси от Z до -Z

DXinput.Joystick.DeadzoneX = 0 - 100, устанавливает чувствительность по горизонтальной оси
DXinput.Joystick.DeadzoneY = 0 - 100, устанавливает чувствительность по вертикальной оси
DXinput.Joystick.DeadzoneZ = 0 - 100, устанавливает чувствительность по третьей оси
0 - самое чувствительное значение.

Читаем положение рукоятки:
DXinput.Joystick.X - по горизонтальной оси
DXinput.Joystick.Y - по вертикальной оси
DXinput.Joystick.Z - по третьей оси

Z - используется в случае наличия на джойстике соответствующей ручки. Этот кусок кода сканирует кнопки на джойстике:

for i := 0 to DXInput1.Joystick.ButtonCount do
begin
   if DXInput1.Joystick.Buttons[i] = True then
   begin
      //Кнопка нажата. Действие.
   end;
end;
Примечание: Руль можно считать частным случаем джойстика. При этом штурвал - горизонтальная ось (X), педаль газа и педаль тормоза - вертикальная ось (Y).
Проект Delphi World © Выпуск 2002 - 2024
Автор проекта: USU Software
Вы можете выкупить этот проект.