Delphi World - это проект, являющийся сборником статей и малодокументированных возможностей  по программированию в среде Delphi. Здесь вы найдёте работы по следующим категориям: delphi, delfi, borland, bds, дельфи, делфи, дэльфи, дэлфи, programming, example, программирование, исходные коды, code, исходники, source, sources, сорцы, сорсы, soft, programs, программы, and, how, delphiworld, базы данных, графика, игры, интернет, сети, компоненты, классы, мультимедиа, ос, железо, программа, интерфейс, рабочий стол, синтаксис, технологии, файловая система...
Расширяем возможности кнопок в Delphi

Пример показывает, как сделать кнопку с тремя состояниями. В обычном состоянии она сливается с формой. При наведении на такую кнопку курсором мышки, она становится выпуклой. Ну и, соотвественно, при нажатии, кнопка становится вогнутой.

Пример тестировался под WinNT, SP5 и WIN95, SP1.

Также можно создать до 4-х изображений для индикации состояния кнопки

Вы так же можете присвоить кнопке текстовый заголовок. Можно расположить текст и изображение в любом месте кнопки. Для этого в пример добавлены четыре свойства:

TextTop и TextLeft
Для расположения текста заголовка на кнопке,
GlyphTop и GlyphLeft
Для расположения Glyph на кнопке.

Текст заголовка прорисовывается после изображения, потому что они используют одно пространство кнопки, и соответственно заголовок прорисуется поверх изображения. Бэкграунд текста сделан прозрачным. Соответственно мы увидим только текстовые символы поверх изображения.

Найденные баги

  1. Если двигать мышку очень быстро, то кнопка может не вернуться в исходное состояние
  2. Если кнопка находится в запрещённом состоянии, то при нажатии на неё, будет наблюдаться неприятное мерцание.

unit NewButton;

interface

uses
  Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls,
  Forms, Dialogs;

const
  fShift = 2; // Изменяем изображение и заголовок , когда кнопка нажата.
  fHiColor = $DDDDDD; // Цвет нажатой кнопки (светло серый)
  // Windows создаёт этот цвет путём смешивания пикселей clSilver и clWhite (50%).
  // такой цвет хорошо выделяет нажатую и отпущенную кнопки.

type
  TNewButton = class(TCustomControl)
  private
    { Private declarations }
    fMouseOver,fMouseDown : Boolean;
    fEnabled : Boolean;
    // То же, что и всех компонент
    fGlyph : TPicture;
    // То же, что и в SpeedButton
    fGlyphTop,fGlyphLeft : Integer;
    // Верх и лево Glyph на изображении кнопки
    fTextTop,fTextLeft : Integer;
    // Верх и лево текста на изображении кнопки
    fNumGlyphs : Integer;
    // То же, что и в SpeedButton
    fCaption : string;
    // Текст на кнопке
    fFaceColor : TColor;
    // Цвет изображения (да-да, вы можете задавать цвет изображения кнопки

    procedure fLoadGlyph(G : TPicture);
    procedure fSetGlyphLeft(I : Integer);
    procedure fSetGlyphTop(I : Integer);
    procedure fSetCaption(S : string);
    procedure fSetTextTop(I : Integer);
    procedure fSetTextLeft(I : Integer);
    procedure fSetFaceColor(C : TColor);
    procedure fSetNumGlyphs(I : Integer);
    procedure fSetEnabled(B : Boolean);

  protected
    { Protected declarations }
    procedure Paint; override;
    procedure MouseDown(Button: TMouseButton; Shift: TShiftState;
      X, Y: Integer); override;
    procedure MouseUp(Button: TMouseButton; Shift: TShiftState;
      X, Y: Integer); override;
    procedure WndProc(var message : TMessage); override;
    // Таким способом компонент определяет - находится ли курсор мышки на нём или нет
    // Если курсор за пределами кнопки, то она всё равно продолжает принимать сообщения мышки.
    // Так же кнопка будет принимать сообщения, если на родительском окне нет фокуса.

  public
    { Public declarations }
    constructor Create(AOwner : TComponent); override;
    destructor Destroy; override;

  published
    { Published declarations }
    {----- Properties -----}
    property Action;
    // Property AllowUp не поддерживается
    property Anchors;
    property BiDiMode;
    property Caption : string
    read fCaption write fSetCaption;
    property Constraints;
    property Cursor;
    // Property Down не поддерживается
    property Enabled : Boolean
    read fEnabled write fSetEnabled;
    // Property Flat не поддерживается
    property FaceColor : TColor
    read fFaceColor write fSetFaceColor;
    property Font;
    property Glyph : TPicture // Такой способ позволяет получить серую кнопку, которая сможет
    // находиться в трёх положениях.
    // После нажатия на кнопку, с помощью редактора картинок Delphi
    // можно будет создать картинки для всех положений кнопки..
    read fGlyph write fLoadGlyph;
    // Property GroupIndex не поддерживается
    property GlyphLeft : Integer
    read fGlyphLeft write fSetGlyphLeft;
    property GlyphTop : Integer
    read fGlyphTop write fSetGlyphTop;
    property Height;
    property Hint;
    // Property Layout не поддерживается
    property Left;
    // Property Margin не поддерживается
    property name;
    property NumGlyphs : Integer
    read fNumGlyphs write fSetNumGlyphs;
    property ParentBiDiMode;
    property ParentFont;
    property ParentShowHint;
    // Property PopMenu не поддерживается
    property ShowHint;
    // Property Spacing не поддерживается
    property Tag;
    property Textleft : Integer
    read fTextLeft write fSetTextLeft;
    property TextTop : Integer
    read fTextTop write fSetTextTop;

    property Top;
    // Property Transparent не поддерживается
    property Visible;
    property Width;
    {--- События ---}
    property OnClick;
    property OnDblClick;
    property OnMouseDown;
    property OnMouseMove;
    property OnMouseUp;
end;

procedure register; // Hello

implementation


procedure TNewButton.fSetEnabled(B : Boolean);
begin
  if B <> fEnabled then
  begin
    fEnabled := B;
    Invalidate;
  end;
end;

procedure TNewButton.fSetNumGlyphs(I : Integer);
begin
  if I > 0 then
    if I <> fNumGlyphs then
    begin
      fNumGlyphs := I;
      Invalidate;
    end;
end;

procedure TNewButton.fSetFaceColor(C : TColor);
begin
  if C <> fFaceColor then
  begin
    fFaceColor := C;
    Invalidate;
  end;
end;

procedure TNewButton.fSetTextTop(I : Integer);
begin
  if I >= 0 then
    if I <> fTextTop then
    begin
      fTextTop := I;
      Invalidate;
    end;
end;

procedure TNewButton.fSetTextLeft(I : Integer);
begin
  if I >= 0 then
    if I <> fTextLeft then
    begin
      fTextLeft := I;
      Invalidate;
    end;
end;

procedure TNewButton.fSetCaption(S : string);
begin
  if fCaption <> S then
  begin
    fCaption := S;
    SetTextBuf(PChar(S));
    Invalidate;
  end;
end;

procedure TNewButton.fSetGlyphLeft(I : Integer);
begin
  if I <> fGlyphLeft then
    if I >= 0 then
    begin
      fGlyphLeft := I;
      Invalidate;
    end;
end;

procedure TNewButton.fSetGlyphTop(I : Integer);
begin
  if I <> fGlyphTop then
    if I >= 0 then
    begin
      fGlyphTop := I;
      Invalidate;
    end;
end;

procedure tNewButton.fLoadGlyph(G : TPicture);
var
  I : Integer;
begin
  fGlyph.Assign(G);
  if fGlyph.Height > 0 then
  begin
    I := fGlyph.Width div fGlyph.Height;
    if I <> fNumGlyphs then
      fNumGlyphs := I;
  end;
  Invalidate;
end;

procedure register; // Hello
begin
  RegisterComponents('Samples', [TNewButton]);
end;

constructor TNewButton.Create(AOwner : TComponent);
begin
  inherited Create(AOwner);
  { Инициализируем переменные }
  Height := 37;
  Width := 37;
  fMouseOver := False;
  fGlyph := TPicture.Create;
  fMouseDown := False;
  fGlyphLeft := 2;
  fGlyphTop := 2;
  fTextLeft := 2;
  fTextTop := 2;
  fFaceColor := clBtnFace;
  fNumGlyphs := 1;
  fEnabled := True;
end;

destructor TNewButton.Destroy;
begin
  if Assigned(fGlyph) then
    fGlyph.Free; // Освобождаем glyph
  inherited Destroy;
end;

procedure TNewButton.Paint;
var
  fBtnColor,fColor1,fColor2,
  fTransParentColor : TColor;
  Buffer : array[0..127] of Char;
  I,J : Integer;
  X0,X1,X2,X3,X4,Y0 : Integer;
  DestRect : TRect;
  TempGlyph : TPicture;
begin
  X0 := 0;
  X1 := fGlyph.Width div fNumGlyphs;
  X2 := X1 + X1;
  X3 := X2 + X1;
  X4 := X3 + X1;
  Y0 := fGlyph.Height;
  TempGlyph := TPicture.Create;
  TempGlyph.Bitmap.Width := X1;
  TempGlyph.Bitmap.Height := Y0;
  DestRect := Rect(0,0,X1,Y0);

  GetTextBuf(Buffer,SizeOf(Buffer)); // получаем caption
  if Buffer <> '' then
    fCaption := Buffer;

  if fEnabled = False then
    fMouseDown := False; // если недоступна, значит и не нажата

  if fMouseDown then
  begin
    fBtnColor := fHiColor; // Цвет нажатой кнопки
    fColor1 := clWhite; // Правая и нижняя окантовка кнопки, когда на неё нажали мышкой.
    fColor2 := clBlack; // Верхняя и левая окантовка кнопки, когда на неё нажали мышкой.
  end
  else
  begin
    fBtnColor := fFaceColor; // fFaceColor мы сами определяем
    fColor2 := clWhite; // Цвет левого и верхнего края кнопки, когда на неё находится курсор мышки
    fColor1 := clGray; // Цвет правого и нижнего края кнопки, когда на неё находится курсор мышки
  end;

  // Рисуем лицо кнопки :)
  Canvas.Brush.Color := fBtnColor;
  Canvas.FillRect(Rect(1,1,Width - 2,Height - 2));

  if fMouseOver then
  begin
    Canvas.MoveTo(Width,0);
    Canvas.Pen.Color := fColor2;
    Canvas.LineTo(0,0);
    Canvas.LineTo(0,Height - 1);
    Canvas.Pen.Color := fColor1;
    Canvas.LineTo(Width - 1,Height - 1);
    Canvas.LineTo(Width - 1, - 1);
  end;

  if Assigned(fGlyph) then // Bitmap загружен?
  begin
    if fEnabled then // Кнопка разрешена?
    begin
      if fMouseDown then // Мышка нажата?
      begin
        // Mouse down on the button so show Glyph 3 on the face
        if (fNumGlyphs >= 3) then
          TempGlyph.Bitmap.Canvas.CopyRect(DestRect,
        fGlyph.Bitmap.Canvas,Rect(X2,0,X3,Y0));

        if (fNumGlyphs < 3) and (fNumGlyphs > 1)then
          TempGlyph.Bitmap.Canvas.CopyRect(DestRect,
        fGlyph.Bitmap.Canvas,Rect(X0,0,X1,Y0));

        if (fNumGlyphs = 1) then
          TempGlyph.Assign(fGlyph);

        // Извините, лучшего способа не придумал...
        // Glyph.Bitmap.Прозрачность цвета не работает, если Вы выберете в качестве
        // прозрачного цвета clWhite...
        fTransParentColor := TempGlyph.Bitmap.Canvas.Pixels[0,Y0-1];
        for I := 0 to X1 - 1 do
          for J := 0 to Y0 - 1 do
            if TempGlyph.Bitmap.Canvas.Pixels[I,J] = fTransParentColor then
              TempGlyph.Bitmap.Canvas.Pixels[I,J] := fBtnColor;
        //Рисуем саму кнопку
        Canvas.Draw(fGlyphLeft + 2,fGlyphTop + 2,TempGlyph.Graphic);
      end
      else
      begin
        if fMouseOver then
        begin
          // Курсор на кнопке, но не нажат, показываем Glyph 1 на морде кнопки
          // (если существует)
          if (fNumGlyphs > 1) then
            TempGlyph.Bitmap.Canvas.CopyRect(DestRect,
          fGlyph.Bitmap.Canvas,Rect(0,0,X1,Y0));
          if (fNumGlyphs = 1) then
            TempGlyph.Assign(fGlyph);
        end
        else
        begin
          // Курсор за пределами кнопки, показываем Glyph 2 на морде кнопки (если есть)
          if (fNumGlyphs > 1) then
            TempGlyph.Bitmap.Canvas.CopyRect(DestRect,
          fGlyph.Bitmap.Canvas,Rect(X1,0,X2,Y0));
          if (fNumGlyphs = 1) then
            TempGlyph.Assign(fGlyph);
        end;
        // Извиняюсь, лучшего способа не нашёл...
        fTransParentColor := TempGlyph.Bitmap.Canvas.Pixels[0,Y0-1];
        for I := 0 to X1 - 1 do
          for J := 0 to Y0 - 1 do
            if TempGlyph.Bitmap.Canvas.Pixels[I,J] = fTransParentColor then
              TempGlyph.Bitmap.Canvas.Pixels[I,J] := fBtnColor;
        //Рисуем bitmap на морде кнопки
        Canvas.Draw(fGlyphLeft,fGlyphTop,TempGlyph.Graphic);
      end;
    end
    else
    begin
      // Кнопка не доступна (disabled), показываем Glyph 4 на морде кнопки (если существует)
      if (fNumGlyphs = 4) then
        TempGlyph.Bitmap.Canvas.CopyRect(DestRect, fGlyph.Bitmap.Canvas,Rect(X3,0,X4,Y0))
      else
        TempGlyph.Bitmap.Canvas.CopyRect(DestRect, fGlyph.Bitmap.Canvas,Rect(0,0,X1,Y0));
      if (fNumGlyphs = 1) then
        TempGlyph.Assign(fGlyph.Graphic);

      // Извините, лучшего способа не нашлось...
      fTransParentColor := TempGlyph.Bitmap.Canvas.Pixels[0,Y0-1];
      for I := 0 to X1 - 1 do
        for J := 0 to Y0 - 1 do
          if TempGlyph.Bitmap.Canvas.Pixels[I,J] = fTransParentColor then
            TempGlyph.Bitmap.Canvas.Pixels[I,J] := fBtnColor;
      //Рисуем изображение кнопки
      Canvas.Draw(fGlyphLeft,fGlyphTop,TempGlyph.Graphic);
    end;
  end;

  // Рисуем caption
  if fCaption <> '' then
  begin
    Canvas.Pen.Color := Font.Color;
    Canvas.Font.name := Font.name;
    Canvas.Brush.Style := bsClear;
    //Canvas.Brush.Color := fBtnColor;
    Canvas.Font.Color := Font.Color;
    Canvas.Font.Size := Font.Size;
    Canvas.Font.Style := Font.Style;

    if fMouseDown then
      Canvas.TextOut(fShift + fTextLeft,fShift + fTextTop,fCaption)
    else
      Canvas.TextOut(fTextLeft,fTextTop,fCaption);
  end;

  TempGlyph.Free; // Освобождаем временный glyph
end;


// Нажата клавиша мышки на кнопке ?
procedure TNewButton.MouseDown(Button: TMouseButton;
  Shift: TShiftState;X, Y: Integer);
var
  ffMouseDown, ffMouseOver: Boolean;
begin
  ffMouseDown := True;
  ffMouseOver := True;
  if (ffMouseDown <> fMouseDown) or (ffMouseOver <> fMouseOver) then
  begin
    fMouseDown := ffMouseDown;
    fMouseOver := ffMouseOver;
    Invalidate; // не перерисовываем кнопку без необходимости.
  end;
  inherited MouseDown(Button,Shift,X,Y);;
end;

// Отпущена клавиша мышки на кнопке ?
procedure TNewButton.MouseUp(Button: TMouseButton; Shift: TShiftState;
  X, Y: Integer);
var
  ffMouseDown, ffMouseOver : Boolean;
begin
  ffMouseDown := False;
  ffMouseOver := True;
  if (ffMouseDown <> fMouseDown) or (ffMouseOver <> fMouseOver) then
  begin
    fMouseDown := ffMouseDown;
    fMouseOver := ffMouseOver;
    Invalidate; // не перерисовываем кнопку без необходимости.
  end;
  inherited MouseUp(Button,Shift,X,Y);
end;

// Эта процедура перехватывает события мышки, если она даже за пределами кнопки
// Перехватываем оконные сообщения
procedure TNewButton.WndProc(var message : TMessage);
var
  P1,P2 : TPoint;
  Bo : Boolean;
begin
  if Parent <> nil then
  begin
    GetCursorPos(P1); // Получаем координаты курсона на экране
    P2 := Self.ScreenToClient(P1); // Преобразуем их в координаты относительно кнопки
    if (P2.X > 0) and (P2.X < Width) and (P2.Y > 0) and (P2.Y < Height) then
      Bo := True // Курсор мышки в области кнопки
    else
      Bo := False; // Курсор мышки за пределами кнопки

    if Bo <> fMouseOver then // не перерисовываем кнопку без необходимости.
    begin
      fMouseOver := Bo;
      Invalidate;
    end;
  end;
  inherited WndProc(message); // отправляем сообщение остальным получателям
end;

end.

Проект Delphi World © Выпуск 2002 - 2024
Автор проекта: USU Software
Вы можете выкупить этот проект.