Delphi World - это проект, являющийся сборником статей и малодокументированных возможностей  по программированию в среде Delphi. Здесь вы найдёте работы по следующим категориям: delphi, delfi, borland, bds, дельфи, делфи, дэльфи, дэлфи, programming, example, программирование, исходные коды, code, исходники, source, sources, сорцы, сорсы, soft, programs, программы, and, how, delphiworld, базы данных, графика, игры, интернет, сети, компоненты, классы, мультимедиа, ос, железо, программа, интерфейс, рабочий стол, синтаксис, технологии, файловая система...
Впечатления от реального Microsoft Inductive User Interface

Автор: Григорий Ситнин

Microsoft наконец-то сделал интерфейс пользователя! До Windows 2000/Me включительно как ведь было: интерфейс был максимум — документ-ориентированный. То есть, все элементы пользовательского интерфейса были спроектированы так, чтобы работать с документом. Теперь же, основная задача интерфейса пользователя — дать возможность планомерно и точно решить задачу.

Новый тип интерфейсов пользователя Microsoft называет Inductive User Interface (IUI). Приведу фразу из Microsoft IUI Guidelines (ответ на вопрос "Что есть IUI?"): "IUI это, — новая модель пользовательского интерфейса, советующая, как сделать программное приложение проще, разбивая функции (features) на экраны или страницы, которые проще понять и объяснить". Вот такое вот объяснение от создателя технологии.

Дедуктивный интерфейс пользователя

"Множество коммерческих приложений имеют пользовательский интерфейс, на каждом экране которого представлено некоторое количество управляющих элементов (controls), но пользователю приходится лишь догадываться о назначении данной страницы и о том, как использовать управляющие элементы…", говорит Microsoft все в той же "Microsoft IUI Guidelines" (все цитаты будут именно из этого документа, если не указано иное).

В качестве примера такого интерфейса MS приводит следующий диалог:

Опытные пользователи, увидев этот диалог, довольно быстро поймут, что он позволяет управлять списком идей (things), что копки под списком позволяют добавлять, удалять и изменять информацию. Тем не менее, стоит взглянуть на этот диалог с точки зрения обычного пользователя.

Когда обычный пользователь видит этот диалог, первая мысль, которая рождается у него в голове, звучит так: "Ну и что я собирался с этим делать?". При появлении этого окна пользователь должен приостановиться и догадаться о его назначении. С трудом помогает довольно сомнительная надпись "Things:", а некоторые пользователи могут пытаться ввести информацию прямо в область списка, так как он выглядит точно так же, как и область ввода текста.

Следующее, что оттолкнет пользователя, это — две отключенные кнопки "Remove" и "Properties". Пользователю придется поэкспериментировать с данным диалогом для того, чтобы понять, когда и что работает.

Пользователь также может задаться такими высокоуровневыми вопросами, как "Сколько элементов может быть в списке? Должен ли я вводить информацию в каком-либо порядке? Для чего все это?".

А теперь спросите себя, как часто вы встречаете приложения, полные таких диалогов? Почему бы им всем, к примеру, не обзавестись небольшой областью, в которой будет рассказано о том, для чего он служит и как с ним работать?

Панацея?

Нет, но путь к ней. По заверениям Microsoft (а их стоит, минимум, принять во внимание), метод IUI является решением данной проблемы. Хорошо спроектированный интерфейс пользователя должен помочь пользователю ответить на два важных вопроса:

  • Что я сейчас собирался сделать?
  • Куда я пойду отсюда, чтобы выполнить мою следующую задачу?

Приложение, использующее IUI, отвечает на эти вопросы одной своей идеологией: "экран с единственной четко описанной и явной целью проще для понимания, чем без оной".

Следуя данной идеологии можно выделить четыре основных шага при создании IUI:

  1. Сфокусируйте каждый экран на решение одной задачи.
  2. Объяснить задачу.
  3. Сделайте наполнение каждого экрана соответствующим данной задаче.
  4. Предложите ссылки на вторичные задачи.

В дополнение к этим четырем шагам Microsoft советует придерживаться следующих пяти правил:

  • Используйте непротиворечивые экранные шаблоны.
  • Обеспечьте экраны для стартовых задач.
  • Сделайте очевидным способ, с помощью которого можно выполнить задачу.
  • Предусмотрите простой способ завершить задачу и перейти к другой задаче.
  • Сделайте следующий навигационный шаг очевидным.

Многие задачи требуют организации так называемого "процесса" (process) для решения какой-либо задачи. В терминах IUI процессом называется некоторая последовательность шагов (экранов), предназначенных для решения одной задачи.

Когда пользователь нажимает кнопку "Done" на последнем экране процесса следует отправить его к месту, с которого он начал решать данную задачу.

В любой момент пользователь может перейти на ссылку для решения вторичной задачи. Когда этот пользователь закончит решать вторичную задачу необходимо сделать так, чтобы он вернулся именно в то место, откуда он пришел.

В действии

Итак, с концептуальной основой Inductive User Interface мы разобрались. Как применила свою же идеологию Microsoft? А история такова: Оттачивать данную концепцию Microsoft начала еще на Microsoft Money 2000. Отточенные же идеи воплотились во всей своей красе в программных продуктах под маркой XP.

К примеру, приведу макет диалога задания пароля для учетной записи Windows:

Из этого диалога понятно, что мы находимся в разделе "Windows account setting home", что мы можем узнать, как правильно делать пароли и закрывать ими файлы, наконец, что и куда надо ввести для того, чтобы создать пароль. Внимание! Сбылись мечты многих и теперь вместо пары кнопок "OK" и "Cancel", которая иногда конфузила даже бывалых пользователей поставлены пара "Create password" и "Cancel", что объясняет точно, что будет при нажатии данной кнопки. Возможно, кому-то это покажется мелочью, но данный подход к надписям на кнопках сильно упрощает работу с приложением. У пользователей не должно быть никаких сомнений по поводу того, что они получат, нажав на кнопку. Теперь сомнений нет. Мы, либо создадим пароль, либо откажемся от этого.

Заключение

В заключение, хочу уточнить, что вышеприведенный вид окна в стиле IUI не является каким-либо стандартом. Microsoft особо оговаривает, что каждый экран должен соответствовать идеологии, а его дизайн — дело каждого разработчика. Хотя от себя добавлю что, по мнению специалистов в области интерфейсов пользователя идентичность интерфейсов является еще одним ключом к эффективной работе с приложениями.

© Григорий Ситнин, 08 сентября 2001. Рисунки, использованные в этой статье являются собственностью корпорации Microsoft. При написании данной статьи использовался документ "Microsoft Inductive User Interface Guidelines" от 09 февраля 2001.

PS: Автор с большим удовольствием ждет от вас отзывов о данной статье на свой e-mail. Помните, что ваши отзывы, это — единственный гонорар автора.

Проект Delphi World © Выпуск 2002 - 2024
Автор проекта: USU Software
Вы можете выкупить этот проект.