Delphi World - это проект, являющийся сборником статей и малодокументированных возможностей  по программированию в среде Delphi. Здесь вы найдёте работы по следующим категориям: delphi, delfi, borland, bds, дельфи, делфи, дэльфи, дэлфи, programming, example, программирование, исходные коды, code, исходники, source, sources, сорцы, сорсы, soft, programs, программы, and, how, delphiworld, базы данных, графика, игры, интернет, сети, компоненты, классы, мультимедиа, ос, железо, программа, интерфейс, рабочий стол, синтаксис, технологии, файловая система...
Работа с портами под Win95, обзор и теория

Вступление

Предполагалось, что данный материал будет небольшой лекцией, посвящающей вас в технологию работы с последовательными портами под различными платформами. Но это не так, поскольку материала для этой лекции хватит на десятка два советов. Поэтому коротенько так, кратенько, небольшое вступление...

Проблема

Под MS-DOS приложение управляет всем компьютером. Это развязывало программисту руки. Достижение максимальной скорости работы осуществлялось непосредственным доступом к аппаратным средствам.

Под Windows 3.x эта свобода отчасти была ограничена. К примеру вы уже не имели полный доступ к экрану. Проблема объясняется легко: с тех пор, как пользователь мог запускать любое количество приложений, не было никакой гарантии, что приложения не получали одновременно те же самые аппаратные средства.

Другая проблема - вы уже должны были считаться с параллельно запущенными задачами, а не требовать у компьютера в свое распоряжение все ресурсы. Win 3.x осуществляет кооперацию параллельных задач, означая, что каждое приложение должно исходить из концепции совместного существования и не монополизировать ресурсы, а пользоваться услугами специализированного диспетчера. Захват CPU на длительное время здесь не приветствуется.

Но тем не менее монополизированный доступ к аппаратным средствам также возможен, но вся ответственность за работу других приложений ложится на программиста. Получается борьба вашего приложения с системой: если вы захватываете все рабочее время CPU, контроль над портами или работу с памятью, то система милостиво ждет, пока вы не отдадите бразды правления в ее руки, при этом другие приложения (если они не успели это сделать до вас) могут ругаться, выплевывать на экран грязные ругательства и пугать не в чем не повинного пользователя.

Факт, но тенденция отбивания рук от прямого доступа к железу победила на платформе Win32 (Windows NT и Windows 95). Это операционные системы с истинной многозадачностью. Каждый поток (выполняемый модуль) получает определенный квант процессорного времени. Когда лимит процессорного времени исчерпан, или появляется поток с более высоким приоритетом, система прекращает обслуживать первый поток, даже в случае, если он не завершен. Это переключение между потоками может произойти между двумя ассемблерными инструкциями, нет никакой гарантии, что поток сможет завершить определенное количество инструкций, прежде чем у него отнимут процессорное время, к тому же неизвестно как долго ждать следующей порции процессорного времени.

Это приводит к проблеме с прямым доступом к аппаратным средствам. Например, типичное чтение из порта формируется из нескольких ассемблерных инструкций:


mov dx, AddressPort
mov al, Address
out dx, al
jmp Wait
Wait:
mov dx, DataPort
in al, dx

Состояние всех регистров при переключении потоков сохраняется, состояние I/O портов (последовательные порты, порты ввода/вывода) - нет. Так, велика вероятность что другие приложения производят другие операции с I/O портом, в то время как вы "застряли" между инструкциями 'out' и 'in'.

Документированный путь

Для решения этой проблемы мы должны как-то сообщить всем другим приложениям, что "К настоящему времени MyProg использует порт 546, и всем оставаться на своих местах до моего особого распоряжения." В этом случае подешел бы мьютекс. К сожалению, для использования созданного мьютекса все приложения должны знать его имя. Но даже если бы это было возможно, вы легко можете наткнуться на другие заковыристые проблемы. Рассмотрим два приложения - App1 и App2. Оба пытаются выполнить вышеприведенный код. К несчастью, они созданы разными программистами с разным взглядом на технологию доступа, поэтому App1 сначала требует AddressPortMutex, в то время как App2 требует DataPortMutex. И, по печальному совпадению, когда App1 получает AddressPortMutex, система переключается на App2, которое захватывает DataPortMutex и получается праздник смертельного объятия. App2 не может получить адрес порта, т.к. его захватило App1. App1 не может получить данные порта, т.к. это захватило App2. И все чего-то ждут...

Правильное решение - создание драйвера устройства, которой единолично владеет портами/памятью. Доступ к аппаратным средствам осуществляется посредством API. Вот типичный вызов:


GetIOPortData(AddressPort, DataPort : word) : Byte; 

GetIOPortData сначала создает мьютекс, который защищает от вторжения (возможно все) порты, затем дает доступ к портам и, наконец, уничтожает его перед возвратом в вызвавшему функцию оператору. В случае, когда функцию пытаются вызвать несколько потоков, управление получает только один, остальные в это время ждут.

Создание драйвера устройства дело нелегкое. Он должен быть создать с помощью ассемблера или C и невероятно труден в отладке. Более того, из-за соображений безопасности драйверы устройств для Windows 95 (VxD) не совместимы с драйверами для Windows NT (VDD, virtual device driver - виртуальный драйвер устройства). Говорят, что в будущих версиях они будут совместимы, и Windows NT 6.0 и Windows 2000 будут использовать одни и те же драйвера, но пока разработчики вынуждены заниматься созданием двух различных версий.

Для получения более подробной информации рекомендую обратиться к следующим ресурсам:

Microsoft Windows 95 Device Driver Kit

Microsoft Windows NT Device Driver Kit

Microsoft Press "Systems Programming for Windows 95" автора Walter Oney

Также вы можете ознакомиться с библиотекой Vireo VtoolsD на предмет написания VxD в C, расположенной по адресу http://www.vireo.com.

Недокументированный путь

Вышеуказанная проблема не слишком реальна. Приложение, которое имеет непосредственный доступ к аппаратным средствам, обычно использует некоторые специализированные аппаратные средства. Конфигурация типа той, которая стремиться запустить только одно приложение имеет единственную цель - получить монопольный доступ к этим аппаратным средствам. В этом случае создание драйверов устройств очень нерентабельно. В конце концов, причина хотя бы в том, что это работает под Windows, что можно получить свободно (почти) классный GUI, а не в том, чтобы 10 приложений работало одновременно.

К счастью, в Windows 95 заложена совместимость с Windows 3.x. Это означает, что директивное использование I/O портов также возможно, поскольку до сих пор находятся в эксплуатации множество 16-битных программ, которые просто не могут работать по другому. Просто в этом случае при кодировании вам придется спуститься до уровня ассемблера. Автор следующего кода Arthur Hoornweg:


function getport(p:word):byte; stdcall;
begin
  asm
    push edx
    push eax
    mov  dx,p
    in   al,dx
    mov  @result,al
    pop  eax
    pop  edx
  end;
end;



Procedure Setport(p:word;b:byte);Stdcall;
begin
  asm
    push edx
    push eax
    mov dx,p
    mov al,b
    out dx,al
    pop  eax
    pop  edx
  end;
end;

François Piette также предлагает свое решение прямого доступа к портам I/O на страничке http://rtfm.netline.be/fpiette/portiofr.htm

Как насчет NT?

Но все вышесказанное под Windows NT работать не будет. NT более "прочная" операционная система, поэтому если она позволит в любое время кому попало обращаться к любым аппаратным средствам, она не была бы такой устойчивой. Кроме того, NT является кроссплатформенной системой, поэтому доступ к I/O портам может кардинально различаться при работе на различных процессорах.

Но тем не менее даже под NT можно добраться непосредственно до I/O портов, правда только на x86 процессорах. Это не является документированной особенностью, и, вероятно, исчезнет в будущих версиях этой операционной системы.

Я не обладаю достаточно полной информацией по этому вопросу, но интересующая нас статья D. Roberts в майском номере журнала Dr. Dobb's Journal за 1996 год так и называется "Direct Port I/O and Windows NT." К сожалению, я так и не нашел времени проверить приведенный там код. Статью и посвященный ей флейм вы можете почитать по адресу http://www.ddj.com.

Также рекомендую ознакомиться с опубликованной в Windows Developer Journal статьей "Port I/O under Windows." Опубликована Karen Hazzah в июне 1996 года. Статью и посвященный ей флейм вы можете найти по адресу http://www.wdj.com.

Ресурсы

(Примечание, я не очень много знаю об этих ресурсах, проверьте их пожалуйста сами.)

Существуют новостные группы, посвященные написанию VxD и VDD:

comp.os.ms-windows.programmer.nt.kernel-mode (VDD)

comp.os.ms-windows.programmer.vxd (VxD)

Dejanews (http://www.dejanews.com) выдает достаточно много результатов, если для поиска задать фразу 'device driver direct I/O access 95'.

Компания BlueWater Systems разработала OCX, осуществляющее прямой доступ к I/O портам, памяти и прерываниям, работающее под всеми Win32 платформами. Они также, кажется, предлагают изготовление драйверов устройств под заказ. Посмотрите их сервер по адресу http://www.bluewatersystems.com.

Я сляшал, что какая-то другая компания также рекламировала свои услуги в области разработчики VxD, но я не нашел их адреса.

Проект Delphi World © Выпуск 2002 - 2024
Автор проекта: USU Software
Вы можете выкупить этот проект.