Delphi World - это проект, являющийся сборником статей и малодокументированных возможностей  по программированию в среде Delphi. Здесь вы найдёте работы по следующим категориям: delphi, delfi, borland, bds, дельфи, делфи, дэльфи, дэлфи, programming, example, программирование, исходные коды, code, исходники, source, sources, сорцы, сорсы, soft, programs, программы, and, how, delphiworld, базы данных, графика, игры, интернет, сети, компоненты, классы, мультимедиа, ос, железо, программа, интерфейс, рабочий стол, синтаксис, технологии, файловая система...
Как писать Win32API приложения на Delphi

В 3 часа ночи она тихо прокралась в соседнюю комнату. Разбила 17 дюймовый монитор, дискеты залила клеем, системный блок выбросила в окно 12 этажа, принтер утопила в ванне. Потом она вернулась в теплую пастель и прижалась к плечу нечего неподозревающего спящего мужа. Жить ей осталось не больше 3 часов.

Главная пробема, возникающая при написании WinAPI приложений - это неудобство ручного создания всех окон приложения. Требуется вызывать функцию CreateWindow для каждого (в том числе и дочернго) окна программы, а затем еще и менять шрифт в некоторых из них. Лучшим на мой взгляд выходом из этой ситуации является использование ресурсов диалоговых окон (dialog box resources) для соэдания всех окон приложения. В этой статье я расскажу как это делается в Delphi на примере простоо приложения с одним главным и двумя (модальными) окнами.

Шаг 1. Создание ресурсов диалоговых окон

Для создания ресурсов я использовал редактор ресурсов из состава Borland C++ 5.02, и поэтому все скриншоты сделаны с него. В Borland Resource Workshop 4.5 все почти аналогично. Создаем главное окно, вот его код:


500 DIALOGEX 0, 0, 240, 117
EXSTYLE WS_EX_DLGMODALFRAME | WS_EX_APPWINDOW | WS_EX_CLIENTEDGE
STYLE DS_MODALFRAME | DS_3DLOOK | DS_CENTER | WS_OVERLAPPED | WS_VISIBLE | WS_CAPTION | 
WS_SYSMENU | WS_MINIMIZEBOX
class "WndClass1"
CAPTION "Главное окно приложения"
MENU 300
FONT 8, "MS Sans Serif", 400, 0
LANGUAGE LANG_RUSSIAN , 0
{
CONTROL "OK", IDOK, "BUTTON", BS_DEFPUSHBUTTON | BS_CENTER | WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_TABSTOP, 
19, 94, 50, 14, WS_EX_CLIENTEDGE
CONTROL "Cancel", IDCANCEL, "BUTTON", BS_PUSHBUTTON | BS_CENTER | WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_TABSTOP, 
96, 94, 50, 14, WS_EX_CLIENTEDGE
CONTROL "Help", IDHELP, "BUTTON", BS_PUSHBUTTON | BS_CENTER | WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_TABSTOP, 
172, 94, 50, 14, WS_EX_CLIENTEDGE
CONTROL "Группа", -1, "button", BS_GROUPBOX | BS_RIGHT | WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_GROUP, 
20, 9, 100, 76
CONTROL "Кнопка 1", 105, "button", BS_AUTORADIOBUTTON | WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_TABSTOP, 
28, 21, 60, 12
CONTROL "Кнопка 2", 106, "button", BS_AUTORADIOBUTTON | WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_TABSTOP, 
28, 37, 60, 12
CONTROL "Кнопка 3", 107, "button", BS_AUTORADIOBUTTON | WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_TABSTOP, 
28, 53, 60, 12
CONTROL "ListBox1", 108, "listbox", LBS_NOTIFY | LBS_SORT | LBS_NOINTEGRALHEIGHT | WS_CHILD | 
WS_VISIBLE | WS_BORDER | WS_TABSTOP, 
132, 13, 92, 72
}

Обратите внимание на поле CLASS. В нем должно стоять то же значение, что и в поле lpszClassName записи TWndClassEx основной программы. В редакторе ресурсов значение этого поля можно изменить в окне свойств ресурса. В Borland C++ оно выглядит так:

Два других окна создаются как обычные ресурсы, поэтому их код я здесь не привожу - вы можете его посмотреть самостоятельно в исходниках (см. в конце статьи).

Шаг 2. Основная программа

Текст программы в нашем случае несколько отличается от текста, например, winmin. Регистрация оконного класса:


wc.cbSize:=sizeof(wc);
wc.style:=cs_hredraw or cs_vredraw;
wc.lpfnWndProc:=@WindowProc;
wc.cbClsExtra:=0;
wc.cbWndExtra:=DLGWINDOWEXTRA;
wc.hInstance:=HInstance;
wc.hIcon:=LoadIcon(hInstance, 'MAINICON');
wc.hCursor:=LoadCursor(0,idc_arrow);
wc.hbrBackground:=COLOR_BTNFACE+1;
wc.lpszMenuName:=nil;
wc.lpszClassName:='WndClass1';

RegisterClassEx(wc);

Обратите внимание, что в поле cbWindowExtra стоит константа DLGWINDOWEXTRA, если бы её там не было, нам не удалось бы создать главное окно, основанное на ресурсе Dialog Box. Кроме того, в поле lpszClassName стоит то же значение, что и в соответствующем поле описания ресурса окна.

Итак, класс создан и зарегистрирован, теперь создаем главное окно из ресурса:


MainWnd:=CreateDialog(hInstance, '#500', 0, nil);

Напоминаю, что '#500' значит имя ресурса окна. Не забудьте подключить откомпилированный файл сценария ресурса к программе при помощи директивы {$r ...}

Шаг 3. Оконная функция

Оконная функция ничем не отличается от обычной:


function WindowProc(wnd:HWND; Msg : Integer; Wparam:Wparam;
         Lparam: Lparam): Lresult; stdcall;
var
  nCode, ctrlID, size: word;
  pt: TPoint;
  s: string;
begin
  case msg of
  wm_command:
  begin
    nCode:=hiWord(wParam);
    ctrlID:=loWord(wParam);
    case ctrlID of
      IDHELP:
      begin
        DialogBox(hInstance,'#501',wnd,@DialogFunc);
      end;
      IDOK:
      begin
        DialogBoxParam(hInstance,'#503',wnd,@DialogFunc2, Integer(pd));
        s := 'Login: '+pd^.login;
        s := s + ' ' + 'Pass: '+pd^.pass;
        ListBox_AddString(lb, s);
      end;
      IDCANCEL:
      begin
        DestroyWindow(wnd);
      end;
    end;
  end;

  wm_destroy :
  begin
    Dispose(pd);
    postquitmessage(0); exit;
    Result:=0;
  end;
  else
    Result := DefWindowProc(wnd, msg, wparam, lparam);
  end;
end;

Шаг 4. Цикл сбора сообщений

Цикл сбора сообщений следует изменить следующим образом, как при использовании немодальных диалоговых окон. Можно, правда, оставить все как есть, но тогда вы не сможете использовать клавиатуру для перемещения между дочерними окнами, использования кнопок "по умолчанию" и т.д.


while GetMessage(Mesg, 0, 0, 0) do
begin
  if mainWnd<>0 then
    if IsDialogMessage(mainWnd,Mesg) then
      continue;
  TranslateMessage(Mesg);
  DispatchMessage(Mesg);
end;

После нажатия кнопки "ОК" появляется еще одно окно. Если в нем ввести текст и нажать "ОК", этот текст будет добавлен в Listbox.

Проект Delphi World © Выпуск 2002 - 2024
Автор проекта: USU Software
Вы можете выкупить этот проект.